Цифровые лаборатории — IT технологии, повышающие качество образования и авторитет учителя
Цифровые лаборатории - новая реальность современного образования. Преподавателю цифровые технологии помогают открыть ученикам свой предмет с новой стороны, повысить эффективность преподавания, сэкономить время на разъяснения, за счет большей наглядности, стимулировать углубленность изучения и, как результат, повысить успеваемость класса, а следом - свою репутацию как современного учителя и школы как прогрессивного образовательного учреждения.
Эффективность использования цифровых лабораторий в цифрах
По некоторым оценкам 94% учителей в развитых регионах заявляют о необходимости внедрения цифровых лабораторий, а каждый третий использует их в своей методике преподавания. Ученики также проявляют интерес к обучению с применением IT технологий. Так, например, в проведенном исследовании одной из школ из 78 учеников 7 класса, 67 высказали желание использоваться цифровые лаборатории в учебном физическом эксперименте.
Примечательно, что согласно опросу лабораторная работа – более привлекательный для них формат обучения чем обычный лекционный формат. В другом проведенном исследовании – использование цифровых лабораторий позволило повысить процент получение оценки «отлично» за лабораторную работу с 15% до 27% - практически вдвое.
Что такое цифровая лаборатория?
Цифровая лаборатория — это специальный комплект IT оборудования, датчиков и интерактивного программного обеспечения для проведения практических и лабораторных занятий. Результаты проводимых опытов фиксируются на экране компьютера или интерактивной доски и позволяют видеть всю картину измерений, что позволяет ученикам лучше понимать суть проводимых исследований, а преподавателю емко и еще более качественно преподавать свой предмет.
Как это работает?
- Датчики подключаются к планшету или ноутбуку и передают собранную информацию. Это может быть температура, давление, свет, уровень шума, влажность, движение, пульс, сила тока, скорость и многое другое.
- На экране появляются цифры, графики и диаграммы. Все работает в режиме реального времени, а результат не приходится перепроверять вручную.
- Ученики формируют картину и проводят расчеты опираясь на точные данные вычислений.
- Обучаемые лучше формируют способность применять полученные знания на практике.
Опыты перестают быть сухой формальностью, становятся ближе к профессиональным лабораторным исследованиям. А использование современных IT технологий, которые ближе и понятнее новым поколениям учеников, пробуждают особый интерес у школьников к изучению предметов
Использование цифровой лаборатории на уроках физики и биологии – это наиболее частые примеры внедрения технологий в образование. Однако, их функционал позволяет использовать их в самых различных школьных предметах, с опорой на точные данные. Вот некоторые возможности.
- физика — измерение силы, амплитуды, колебательных движений, зависимостей взаимодействия тел, законов вселенной и т.д.;
- химии — измерения показателей химических реакций, изучение строения молекул, внутренних процессов веществ;
- биологии — наблюдение за изменениями в живых организмах, изучение процессов обмена веществ, фотосинтеза;
- географии — изучение магнитного поля Земли, моделирование процессов, динамичные модели рельефов и многое другое;
- математики — изучения математических законов и зависимостей, снятие вольт-амперных характеристик и другие измерения.
Преимущества цифровых лабораторий: не тренд, а необходимость
Вот три причины, которые делают использование цифровых лабораторий не модой, а необходимостью:
- Новые требования ФГОС. Образование больше не терпит отстраненности, поэтому «отсидеться на уроке» не получится. Современные образовательные стандарты требуют от школьника реального вовлечения: наблюдать, исследовать, пробовать, делать выводы. И цифровая лаборатория позволяет создать для этого идеальные условия.
- Цифровая грамотность как новая форма мышления. Умение работать с данными, собирать и анализировать информацию — базовые навыки XXI века. И цифровая лаборатория вырабатывает в учениках те качества, которые пригодятся им в реальной жизни.
- Осознание смысла обучения. Когда школьник собирает установку, запускает эксперимент и получает результат, у него возникает интерес к предмету. Формулы и определения перестают быть абстрактной теорией, а обучение приобретает смысл — ученик начинает заниматься не ради хорошей оценки, а ради понимания окружающего мира.
|
![]() |
Что важно учесть при выборе цифровой лаборатории?
Выбор цифровой лаборатории — как выбор спутника, с которым дети отправятся в большое научное путешествие. От него зависит, насколько понятным и захватывающим станет их путь. А значит, недостаточно прочитать обзор на цифровую лабораторию — нужно обратить внимание и на другие особенности оборудования:
1. Предметная направленность.
У каждой науки свой инструментарий, и работа с цифровой лабораторией по физике сильно отличается от использования наборов, созданных для химии, биологии или математики. Датчики и ПО заточены под конкретные задачи, поэтому перед покупкой нужно точно определить: для какого предмета, какого возраста и на какие темы рассчитана лаборатория.
2. Совместимость с техникой.
Один из подводных камней — несовместимость с ОС или техническими параметрами подключаемых устройств. Лаборатория может просто отказаться запускаться на старых компьютерах, установленных в школе. Лучше заранее прочитать требования к ПК и убедиться, что техника «потянет» работу системы.
3. Простота в работе.
Хорошая лаборатория не нуждается в длинных инструкциях: подключил, открыл, начал эксперимент. С таким набором будет удобно работать и учителю, и ученику — им не придется тратить время на настройку или изучение интерфейса.
4. Поддержка и сопровождение.
Техника не всегда ведет себя предсказуемо. Кто ответит на вопросы, если что-то пошло не так? Ответственные производители всегда предлагают техническую поддержку, обучающие видео и методички. А еще — гарантируют быструю замену оборудования в случае его поломки.
5. Комплектность и продуманность.
Перед покупкой важно проверить, что входит в состав цифровой лаборатории. Датчики, провода, ПО, инструкция по применению — ничего не забыто? В противном случае придется тратить время и деньги на поиск недостающих компонентов.
Цифровые лаборатории в учебном процессе: кто выиграет от правильного выбора
Покупка цифровой лаборатории — решение, которое влияет на весь учебный процесс, репутацию школы и даже развитие EdTech-направления в стране. И когда оборудование работает как надо, выигрывают все участники — от учителя до производителя.
Для учителя:
- Урок превращается в исследование, а теория перестает быть абстрактной. Учитель получает возможность действительно делиться знаниями, а не отрабатывать «трудочасы».
- Ученики начинают слушать и задавать вопросы. При этом их вовлеченность в процесс растет без давления со стороны преподавателя.
- Подготовка к занятию занимает минимум времени. Больше не нужно собирать сложные установки или искать расходники — остается только учить подрастающее поколение.
Для школы:
- Современное оборудование говорит само за себя. Родители видят, что школа хорошо оснащена, педагоги мотивированы, а ученики заинтересованы в обучении.
- Повышается качество образования. Наглядные опыты, цифровые графики, измерения в реальном времени — все это помогает детям понять изучаемый предмет.
- Открываются новые возможности: участие в грантах, конкурсах и проектах. Чем современнее школа — тем шире круг доступных программ.
Для поставщиков и торговых организаций:
- Сегмент EdTech активно растет: появляются новые виды цифровых лабораторий, так что заказчики снова и снова возвращаются за качественным оборудованием.
- Школы ищут комплексные решения, и готовые комплекты ценятся выше, чем штучные товары.
- Возникает формат партнерства: не просто продажа оборудования, а сопровождение и помощь в интеграции. Это делает предложение ценным и повышает лояльность клиентов.
Когда цифровая лаборатория выбрана с умом, выигрывает каждый. Урок становится живым, школа повышает свой рейтинг, а поставщик превращается в надежного партнера. Но главное — дети начинают учиться не потому что «так надо», а потому что интересно.
Где купить цифровую лабораторию и не ошибиться?
Как видите, возможности цифровой лаборатории поистине впечатляют. Остается лишь найти не просто продавца, а партнера, который поможет внедрить оборудование в учебный процесс без стресса и лишних вопросов.
Надежный поставщик — тот, кто:
- поставляет оборудование «под ключ»;
- может рассказать про особенности применения цифровых лабораторий и помочь с их настройкой;
- подбирает решение под конкретную задачу;
- дает гарантию и поддержку.
ООО «Компания «Калеф» — не просто магазин. Наша команда много лет сотрудничает с образовательными учреждениями по всей России и знает, что нужно школам. Мы собрали в каталоге проверенные решения от ведущих производителей и всегда готовы помочь с выбором подходящего оборудования. Обращайтесь — поможем выбрать правильные лаборатории, которые значимо повысят ваши возможности, повысят средний бал учеников и вашу репутацию.